Главная / Новости рынка / Погрузка на сети ОАО «РЖД» январь 2021

Погрузка на сети ОАО «РЖД» январь 2021

04.02.2021

В ян­ва­ре 2021 года по­груз­ка РЖД с тру­дом вышла из от­ри­ца­тель­ной зоны. Несмот­ря на про­дол­жи­тель­ные празд­ни­ки, за­ста­вив­шие стро­ить пес­си­ми­сти­че­ские про­гно­зы, во вто­рой по­ло­вине гру­зо­от­пра­ви­те­ли по­ста­ра­лись на­вер­стать упу­щен­ное.

Как ре­зуль­тат уско­ре­ния – в ян­ва­ре по­груз­ка на сети со­ста­ви­ла 101,2 млн т, что на 1% боль­ше, чем за тот же месяц 2019 года. Гру­зо­обо­рот с уче­том про­бе­га ва­го­нов в по­рож­нем со­сто­я­нии за это же время уве­ли­чил­ся на 1,7% и со­ста­вил 269,6 млрд тонно-​км.

В де­каб­ре про­шло­го года, по опе­ра­тив­ным дан­ным ОАО «РЖД», по­груз­ка ушла в минус (-2,7% к уров­ню 2019 г.). Сеть в по­след­ний месяц года не смог­ла про­пу­стить все за­яв­лен­ные объ­е­мы, по­это­му часть гру­зо­по­то­ков дви­ну­лась в путь толь­ко в ян­ва­ре.

По мне­нию участ­ни­ков рынка, между де­кабрем и ян­ва­рем за­мет­на свое­об­раз­ная ро­ки­ров­ка. Кос­вен­но это под­твер­жда­ют и в ОАО «РЖД», счи­тая, что пер­вый месяц те­ку­ще­го года в целом со­хра­нил ос­нов­ные трен­ды по­след­не­го ме­ся­ца про­шло­го года: с учё­том празд­нич­ных дней ян­ва­ря по­груз­ка пол­но­стью со­от­вет­ству­ет де­кабрь­ским трен­дам и от­ча­сти но­ябрь­ским.

«На фев­раль, если смот­реть сред­не­су­точ­ную ве­ли­чи­ну, берём на себя обя­за­тель­ства по­гру­зить 3,45 млн тонн, это рост 0,6%. Мы пока не видим су­пер­взрыв­но­го роста, но очень ждём, когда нач­нут вос­ста­нав­ли­вать­ся неф­те­про­дук­ты и ме­тал­лы. Эти две по­зи­ции нас объ­ек­тив­но очень силь­но тянут вниз»

Де­кабрь 2020 года сеть за­вер­ши­ла с ухуд­ше­ни­ем ряда по­ка­за­те­лей ка­че­ства. Это ка­са­лось обо­ро­та ва­го­на и ко­ли­че­ства от­став­лен­ных от дви­же­ния ва­го­нов. Ос­нов­ные про­бле­мы с про­сто­я­ми ва­го­нов воз­ник­ли на Во­сточ­ном по­ли­гоне и на под­хо­дах к рос­сий­ским мор­ским пор­там Юж­но­го бас­сей­на.

Соб­ствен­но, почти то же самое на­блю­да­лось и в ян­ва­ре 2021 года, но в ОАО «РЖД» на­де­ют­ся на улуч­ше­ние си­ту­а­ции в даль­ней­шем:

«По ито­гам 2021-го по­груз­ка про­гно­зи­ру­ет­ся чуть выше уров­ня ми­нув­ше­го года. До­пол­ни­тель­ным сти­му­лом для ее роста может стать го­су­дар­ствен­ная под­держ­ка экс­пор­та, а также уве­ли­че­ние про­из­вод­ствен­ных мощ­но­стей по ряду но­мен­кла­тур»

 

 

Как сле­ду­ет из ста­ти­сти­ки, по­груз­ку в зе­ле­ную зону в ян­ва­ре вы­ве­ли (к ян­ва­рю 2020):

- удоб­ре­ния - рост более 10,6% (5,7 млн. т);

- зерно - рост более 70% (2,7 млн. т);

- кон­тей­не­ры - более 7% (8 млн. т), в том числе про­мыш­лен­ные то­ва­ры на­род­но­го по­треб­ле­ния + 8,3%;

 - лом чёр­ных ме­тал­лов + 39 % (0,9 млн. т);

-  лес­ные грузы +9,4% (3,4 млн. т)

- руда цвет­ная и сер­ное сырье +5,3%  (1,6 млн. т);

- про­мыш­лен­ное сырье и фор­мо­воч­ные ма­те­ри­а­лы +8,4% (2,3 млн. т), в том числе ме­тал­ли­че­ские кон­струк­ции  + 36%;

а так же:

- кокс +4,4% (0,9 млн. т) и ка­мен­ный уголь + 5,2% (30,8 млн. т)

При­чем рост мог быть боль­ше, но месяц за­кан­чи­вал­ся двумя вы­ход­ны­ми днями, а в эти дни по­груз­ка, как пра­ви­ло, сни­жа­ет­ся.

Рост по­груз­ки ка­мен­но­го угля ука­зы­ва­ет на то, что уголь­ную энер­ге­ти­ку пока хо­ро­нить ра­но­ва­то. Уголь оста­ет­ся одним из наи­бо­лее де­ше­вых и до­ступ­ных ис­точ­ни­ков энер­гии в мире. И в целом эта тен­ден­ция со­хра­нит­ся на го­ри­зон­те бли­жай­ших 5–10 лет.

По про­гно­зам МЭА, после 2021 года ми­ро­вой спрос на уголь будет сти­му­ли­ро­вать­ся Ки­та­ем, Ин­ди­ей и дру­ги­ми стра­на­ми Южной и Юго-​Восточной Азии. К 2025 году АСЕАН ста­нет тре­тьим в мире ре­ги­о­ном по по­треб­ле­нию угля. Китай и Индия яв­ля­ют­ся стра­на­ми, за­ви­ся­щи­ми от тя­же­ло­го угля, в на­сто­я­щее время на них при­хо­дит­ся 65% ми­ро­во­го спро­са на уголь. 

в 2021 году ожи­да­ет ожив­ле­ния и роста уголь­ной ге­не­ра­ции в мире на 3% после са­мо­го боль­шо­го в ис­то­рии па­де­ния на 5% по ито­гам 2020 года 

— го­во­рит­ся в от­че­те МЭА.

Экс­перт по ев­ро­пей­ской энер­ге­ти­че­ской по­ли­ти­ке и гео­по­ли­ти­ке Ма­да­ли­на Сису Ви­ка­ри счи­та­ет, что в 2021 году Ев­ро­па, не смот­ря на все стрем­ле­ния к "озе­ле­не­нию", все же будет нуж­дать­ся в угле:

Крат­ко­вре­мен­ное вос­ста­нов­ле­ние спро­са на уголь может про­изой­ти в Ев­ро­пе в 2021 году, в ос­нов­ном из-за воз­мож­но­го роста спро­са на элек­тро­энер­гию, про­мыш­лен­но­го про­из­вод­ства и более вы­со­ких цен на газ. 

Поток хо­лод­но­го воз­ду­ха из Арк­ти­ки об­ру­шил­ся этой зимой на ре­ги­о­ны Азии и Ев­ро­пы и стал одним из клю­че­вых фак­то­ров, вы­звав­ших рост ми­ро­во­го спро­са на при­род­ный газ, СПГ и уголь. Мы стали сви­де­те­ля­ми роста уголь­ной ге­не­ра­ции на 11% в го­до­вом ис­чис­ле­нии в Северо-​Западной Ев­ро­пе в де­каб­ре и, по име­ю­щим­ся на дан­ный мо­мент дан­ным, воз­мож­но­го роста на 17% в ян­ва­ре. 

В общем, ны­неш­ние зим­ние хо­ло­да внес­ли свою по­прав­ку в про­цесс борь­бы за зе­ле­ные тех­но­ло­гии. И несколь­ко ожи­ви­ли по­груз­ку на РЖД еще и в на­прав­ле­нии мор­ских пор­тов Северо-​Западного бас­сей­на. Уве­ли­чил­ся спрос на от­прав­ки угля и через порт Мур­манск.

Гру­зо­обо­рот Мур­ман­ско­го мор­ско­го тор­го­во­го порта в 2020 году со­ста­вил 22,1 млн тонн, с уче­том того что в 2019 году порт от­гру­зил 17,5 млн тонн гру­зов, пре­иму­ще­ствен­но угля, рост объ­е­мов со­ста­вил 26,3%.


Сей­час ряду рос­сий­ских уг­ле­до­бы­ва­ю­щих ком­па­ний при­хо­дит­ся ра­бо­тать с низ­кой рен­та­бель­но­стью. Вы­ру­ча­ет  сни­же­ние курса рубля по от­но­ше­нию к дол­ла­ру. Так что пока уголь оста­ет­ся одним из самых на­деж­ных под­дер­жи­ва­ю­щих фак­то­ров по­груз­ки на РЖД.

В связи с этим вы­дви­ну­та идея по­стро­ить еще один же­лез­но­до­рож­ный по­гран­пе­ре­ход в Китай для про­пус­ка по­ез­дов с углем. В Гос­со­ве­те по на­прав­ле­нию «Энер­ге­ти­ка» пред­ло­жи­ли ре­ко­мен­до­вать пра­ви­тель­ству рас­смот­реть стро­и­тель­ство по­гран­пе­ре­хо­да в зоне села Ста­ро­цу­ру­хай­туй.

При­чи­на – недо­ста­точ­ная про­пуск­ная спо­соб­ность же­лез­но­до­рож­но­го по­гран­пе­ре­хо­да через За­бай­кальск.

 «В целом 2020 год мы от­ра­бо­та­ли со сни­же­ни­ем пе­ре­воз­ки угля через по­гран­пе­ре­хо­ды на 24,5%. В ян­ва­ре мы видим по­груз­ку на по­гран­пе­ре­хо­ды на уровне ян­ва­ря про­шло­го года. Гру­зить боль­ше, чем мы гру­зи­ли рань­ше, нам не дают. На се­го­дняш­ний мо­мент по-​прежнему по­ез­да с углем про­ста­и­ва­ют в ожи­да­нии сдачи на пунк­ты про­пус­ка. К со­жа­ле­нию, до сих пор есть бро­шен­ные по­ез­да с углем в на­прав­ле­нии по­гран­пе­ре­хо­дов. Так, на За­бай­каль­ске бро­ше­но де­вять по­ез­дов, на Гро­де­ко­во—Ка­мы­шо­вая — два по­ез­да»

— от­ме­чет зам­ген­ди­рек­то­ра ОАО РЖД Алек­сей Шило.

Пе­ре­груз­ка с рос­сий­ской колеи на ки­тай­скую со­зда­ет опре­де­лен­ные за­труд­не­ния. Это при­во­дит к по­яв­ле­нию бро­шен­ных по­ез­дов на РЖД. Од­на­ко во­прос об уве­ли­че­нии объ­е­мов пе­ре­да­чи угля через же­лез­но­до­рож­ные по­гран­пе­ре­хо­ды тре­бу­ет ре­ше­ния на меж­пра­ви­тель­ствен­ном уровне.
Еще одним драй­ве­ром в ян­ва­ре стало зерно: его по­груз­ка вы­рос­ла в 1,7 раза. Это про­изо­шло на фоне роста спро­са на зерно на ми­ро­вом рынке, где его за­па­сы в по­след­нее время по­пол­ня­лись пре­иму­ще­ствен­но за счет Китая и Индии. По оцен­кам, Рос­сия может экс­пор­ти­ро­вать в те­ку­щем се­зоне мень­ше зерна, чем в 2020/2021 году, но тем не менее оста­нет­ся круп­ней­шим его экс­пор­те­ром.
Взрыв­ной рост по­груз­ки зерна на РЖД свя­зан с тем, что трей­де­ры в ян­ва­ре спе­ши­ли от­пра­вить как можно боль­ше своей про­дук­ции по вы­год­ным ценам на ми­ро­вом рынке и до вве­де­ния на экс­порт зерна с се­ре­ди­ны фев­ра­ля экс­порт­ной по­шли­ны в РФ. Со­от­вет­ствен­но, ян­варь ста­нет пиком в по­груз­ке пше­ни­цы на РЖД. А затем ее ди­на­ми­ка, ве­ро­ят­нее всего, пой­дет на спад.
Пред­се­да­тель прав­ле­ния Союза экс­пор­те­ров зерна Эду­ард Зер­нин до­ба­вил, что при­ток на же­лез­ную до­ро­гу также свя­зан с тем, что в де­каб­ре на под­хо­дах к пор­там Юж­но­го бас­сей­на скап­ли­ва­лись боль­шие оче­ре­ди гру­зо­ви­ков.

Неза­ви­си­мые экс­пер­ты под­твер­ди­ли, что ав­то­пе­ре­воз­чи­ки пред­ло­жи­ли трей­де­рам более при­вле­ка­тель­ную цену, чем же­лез­но­до­рож­ни­ки. Од­на­ко из-за непо­го­ды тер­ми­на­лы ра­бо­та­ли с пе­ре­бо­я­ми. По­это­му от­пра­ви­те­ли и стали воз­вра­щать­ся на же­лез­ную до­ро­гу. На СКЖД ра­до­ва­лись при­то­ку зерна, пока на сети не об­ра­зо­ва­лись за­то­ры из ва­го­нов.
В На­ци­о­наль­ной ас­со­ци­а­ции про­из­во­ди­те­лей семян ку­ку­ру­зы и под­сол­неч­ни­ка уточ­ни­ли, что экс­порт­ные по­шли­ны в РФ долж­ны спо­соб­ство­вать сни­же­нию объ­е­мов экс­пор­та и пе­ре­ори­ен­ти­ро­вать участ­ни­ков рынка с про­да­жи сырья за рубеж на экс­порт сель­хоз­про­дук­ции с вы­со­кой до­бав­лен­ной сто­и­мо­стью.

Не ис­клю­че­но, что вывоз зерна перед вве­де­ни­ем по­шлин могут тор­мо­зить в фев­ра­ле не толь­ко ка­при­зы по­го­ды на Юге, но и рос­сий­ская та­мож­ня. При­чем не толь­ко на Юге, но и по дру­гим экс­порт­ным на­прав­ле­ни­ям (за ис­клю­че­ни­ем пе­ре­во­зок в стра­ны Та­мо­жен­но­го союза).

До­воль­но ак­тив­но в ян­ва­ре осу­ществ­ля­лась и по­груз­ка ми­ну­доб­ре­ний (+10,6% к ана­ло­гич­но­му пе­ри­о­ду про­шло­го года).

По дан­ным Рос­сий­ской ас­со­ци­а­ции про­из­во­ди­те­лей удоб­ре­ний (РАПУ), в ян­ва­ре 2021 года, как и в 2020-м, ди­на­ми­ка по­груз­ки на РЖД была обу­слов­ле­на ро­стом внут­рен­не­го по­треб­ле­ния ми­ну­доб­ре­ний. По­став­ки оте­че­ствен­ным аг­ра­ри­ям уве­ли­чи­лись на одну пятую от про­шло­год­них объ­е­мов, тогда как на экс­порт рост не пре­вы­шал 2%.

По дан­ным РАПУ, наи­боль­ший при­рост в по­став­ках за­фик­си­ро­ван в ка­те­го­рии ка­лий­ных удоб­ре­ний. Го­раз­до ниже ди­на­ми­ка по­груз­ки азот­ных и фос­фор­ных удоб­ре­ний.

Что ка­са­ет­ся экс­пор­та, то, по дан­ным экс­пер­тов, в ян­ва­ре цены на ми­ну­доб­ре­ния оста­ва­лись вы­со­ки­ми в Ев­ро­пе, Бра­зи­лии, Ар­ген­тине и США. Это, соб­ствен­но, и опре­де­ли­ло на­прав­ле­ния же­лез­но­до­рож­но­го экс­пор­та в ян­ва­ре.



В даль­ней­шем ак­тив­ность экс­пор­та на РЖД может сни­зить­ся в связи с ре­ше­ни­ем пра­ви­тель­ства РФ по­вы­сить НДПИ для от­рас­ли в 3,5 раза.

Среди дру­гих драй­ве­ров – лес: +9,4% в объ­е­мах от­пра­вок на сети к ян­ва­рю про­шло­го года. Это слу­чи­лось бла­го­да­ря устой­чи­вым мо­ро­зам, спо­соб­ство­вав­шим ин­тен­сив­но­му вы­во­зу за­го­тов­лен­ной дре­ве­си­ны с зим­ни­ков.

Был также от­ме­чен ска­чок в по­груз­ке лома чер­ных ме­тал­лов (+39%). Это про­изо­шло на фоне на­ме­ре­ний статс-​секретаря – за­ме­сти­те­ля ми­ни­стра про­мыш­лен­но­сти и тор­гов­ли РФ Вик­то­ра Ев­ту­хо­ва вве­сти за­прет на вывоз лома, если цена на ар­ма­ту­ру на внут­рен­нем рынке не нач­нет сни­жать­ся.

Он на­пом­нил, что в прай­се стро­и­тель­но­го сор­та­мен­та около 80% – это цена на лом. От­сю­да и по­яви­лось на­ме­ре­ние вве­сти, как и в про­шлом году, вре­мен­ную экс­порт­ную по­шли­ну.

В ми­ну­се

-  нефть и неф­те­про­дук­ты – 18 млн тонн (-9,6%);

- руда же­лез­ная и мар­ган­це­вая – 9,8 млн тонн (-2,9%);

- чер­ные ме­тал­лы – 5,7 млн тонн (-10,8%);

- це­мент – 1,2 млн тонн (-0,1%);

- стро­и­тель­ные грузы – 8,1 млн тонн (-3,8%);

- хи­ми­ка­ты и сода – 2,1 млн тонн (-5,9%);

Хотя в пра­ви­тель­стве вся­че­ски ста­ра­лись под­дер­жать стро­и­тель­ную от­расль, тем не менее строй­ма­те­ри­а­лы по­тя­ну­ли по­груз­ку РЖД в ян­ва­ре вниз. По инерт­ным гру­зам объ­е­мы упали на 3,8%, а у це­мен­та плюс сме­нил­ся на минус (хотя и неболь­шой – -0,1%).

Прав­да, в «Со­юз­це­мен­те» про­гно­зи­ру­ют в пер­спек­ти­ве уве­ли­че­ние по­груз­ки це­мен­та – на фоне под­держ­ки го­су­дар­ством льгот­ной ипо­те­ки и ре­а­ли­за­ции про­грамм стро­и­тель­ства ав­то­до­рог в ряде ре­ги­о­нов. Од­на­ко если учесть, что в 2020 году доля же­лез­но­до­рож­ных пе­ре­во­зок це­мен­та умень­ши­лась с 45 до 44%, то не ис­клю­че­но, что в 2021 году рост будет от­ме­чен не на РЖД, а у ав­то­пе­ре­воз­чи­ков. Це­мент, да и неко­то­рые дру­гие но­мен­кла­ту­ры, имеет склон­ность пе­ре­ко­че­вы­вать на шоссе.

Как и в про­шлом году, в от­ри­ца­тель­ную зону ушла по­груз­ка чер­ных ме­тал­лов (-10,8%) и же­лез­ной руды (-2,9%). При­чи­ны те же: низ­кий пла­те­же­спо­соб­ный спрос на ме­талл внут­ри РФ и про­дол­жа­ю­щий­ся спад в про­да­жах на экс­порт.

Ну и, как обыч­но, тя­же­лее всего на итоги ян­ва­ря для РЖД по­вли­ял спад по неф­те­гру­зам (-9,6%).

 

По ма­те­ри­а­лам СМИ.