Погрузка на сети ОАО «РЖД» январь 2021
В январе 2021 года погрузка РЖД с трудом вышла из отрицательной зоны. Несмотря на продолжительные праздники, заставившие строить пессимистические прогнозы, во второй половине грузоотправители постарались наверстать упущенное.
Как результат ускорения – в январе погрузка на сети составила 101,2 млн т, что на 1% больше, чем за тот же месяц 2019 года. Грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии за это же время увеличился на 1,7% и составил 269,6 млрд тонно-км.
В декабре прошлого года, по оперативным данным ОАО «РЖД», погрузка ушла в минус (-2,7% к уровню 2019 г.). Сеть в последний месяц года не смогла пропустить все заявленные объемы, поэтому часть грузопотоков двинулась в путь только в январе.
По мнению участников рынка, между декабрем и январем заметна своеобразная рокировка. Косвенно это подтверждают и в ОАО «РЖД», считая, что первый месяц текущего года в целом сохранил основные тренды последнего месяца прошлого года: с учётом праздничных дней января погрузка полностью соответствует декабрьским трендам и отчасти ноябрьским.
«На февраль, если смотреть среднесуточную величину, берём на себя обязательства погрузить 3,45 млн тонн, это рост 0,6%. Мы пока не видим супервзрывного роста, но очень ждём, когда начнут восстанавливаться нефтепродукты и металлы. Эти две позиции нас объективно очень сильно тянут вниз»
Декабрь 2020 года сеть завершила с ухудшением ряда показателей качества. Это касалось оборота вагона и количества отставленных от движения вагонов. Основные проблемы с простоями вагонов возникли на Восточном полигоне и на подходах к российским морским портам Южного бассейна.
Собственно, почти то же самое наблюдалось и в январе 2021 года, но в ОАО «РЖД» надеются на улучшение ситуации в дальнейшем:
«По итогам 2021-го погрузка прогнозируется чуть выше уровня минувшего года. Дополнительным стимулом для ее роста может стать государственная поддержка экспорта, а также увеличение производственных мощностей по ряду номенклатур»
Как следует из статистики, погрузку в зеленую зону в январе вывели (к январю 2020):
- удобрения - рост более 10,6% (5,7 млн. т);
- зерно - рост более 70% (2,7 млн. т);
- контейнеры - более 7% (8 млн. т), в том числе промышленные товары народного потребления + 8,3%;
- лом чёрных металлов + 39 % (0,9 млн. т);
- лесные грузы +9,4% (3,4 млн. т)
- руда цветная и серное сырье +5,3% (1,6 млн. т);
- промышленное сырье и формовочные материалы +8,4% (2,3 млн. т), в том числе металлические конструкции + 36%;
а так же:
- кокс +4,4% (0,9 млн. т) и каменный уголь + 5,2% (30,8 млн. т)
Причем рост мог быть больше, но месяц заканчивался двумя выходными днями, а в эти дни погрузка, как правило, снижается.
Рост погрузки каменного угля указывает на то, что угольную энергетику пока хоронить рановато. Уголь остается одним из наиболее дешевых и доступных источников энергии в мире. И в целом эта тенденция сохранится на горизонте ближайших 5–10 лет.
По прогнозам МЭА, после 2021 года мировой спрос на уголь будет стимулироваться Китаем, Индией и другими странами Южной и Юго-Восточной Азии. К 2025 году АСЕАН станет третьим в мире регионом по потреблению угля. Китай и Индия являются странами, зависящими от тяжелого угля, в настоящее время на них приходится 65% мирового спроса на уголь.
в 2021 году ожидает оживления и роста угольной генерации в мире на 3% после самого большого в истории падения на 5% по итогам 2020 года
— говорится в отчете МЭА.
Эксперт по европейской энергетической политике и геополитике Мадалина Сису Викари считает, что в 2021 году Европа, не смотря на все стремления к "озеленению", все же будет нуждаться в угле:
Кратковременное восстановление спроса на уголь может произойти в Европе в 2021 году, в основном из-за возможного роста спроса на электроэнергию, промышленного производства и более высоких цен на газ.
Поток холодного воздуха из Арктики обрушился этой зимой на регионы Азии и Европы и стал одним из ключевых факторов, вызвавших рост мирового спроса на природный газ, СПГ и уголь. Мы стали свидетелями роста угольной генерации на 11% в годовом исчислении в Северо-Западной Европе в декабре и, по имеющимся на данный момент данным, возможного роста на 17% в январе.
В общем, нынешние зимние холода внесли свою поправку в процесс борьбы за зеленые технологии. И несколько оживили погрузку на РЖД еще и в направлении морских портов Северо-Западного бассейна. Увеличился спрос на отправки угля и через порт Мурманск.
Сейчас ряду российских угледобывающих компаний приходится работать с низкой рентабельностью. Выручает снижение курса рубля по отношению к доллару. Так что пока уголь остается одним из самых надежных поддерживающих факторов погрузки на РЖД.
В связи с этим выдвинута идея построить еще один железнодорожный погранпереход в Китай для пропуска поездов с углем. В Госсовете по направлению «Энергетика» предложили рекомендовать правительству рассмотреть строительство погранперехода в зоне села Староцурухайтуй.
Причина – недостаточная пропускная способность железнодорожного погранперехода через Забайкальск.
«В целом 2020 год мы отработали со снижением перевозки угля через погранпереходы на 24,5%. В январе мы видим погрузку на погранпереходы на уровне января прошлого года. Грузить больше, чем мы грузили раньше, нам не дают. На сегодняшний момент по-прежнему поезда с углем простаивают в ожидании сдачи на пункты пропуска. К сожалению, до сих пор есть брошенные поезда с углем в направлении погранпереходов. Так, на Забайкальске брошено девять поездов, на Гродеково—Камышовая — два поезда»
— отмечет замгендиректора ОАО РЖД Алексей Шило.
Перегрузка с российской колеи на китайскую создает определенные затруднения. Это приводит к появлению брошенных поездов на РЖД. Однако вопрос об увеличении объемов передачи угля через железнодорожные погранпереходы требует решения на межправительственном уровне.
Еще одним драйвером в январе стало зерно: его погрузка выросла в 1,7 раза. Это произошло на фоне роста спроса на зерно на мировом рынке, где его запасы в последнее время пополнялись преимущественно за счет Китая и Индии. По оценкам, Россия может экспортировать в текущем сезоне меньше зерна, чем в 2020/2021 году, но тем не менее останется крупнейшим его экспортером.
Взрывной рост погрузки зерна на РЖД связан с тем, что трейдеры в январе спешили отправить как можно больше своей продукции по выгодным ценам на мировом рынке и до введения на экспорт зерна с середины февраля экспортной пошлины в РФ. Соответственно, январь станет пиком в погрузке пшеницы на РЖД. А затем ее динамика, вероятнее всего, пойдет на спад.
Председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин добавил, что приток на железную дорогу также связан с тем, что в декабре на подходах к портам Южного бассейна скапливались большие очереди грузовиков.
Независимые эксперты подтвердили, что автоперевозчики предложили трейдерам более привлекательную цену, чем железнодорожники. Однако из-за непогоды терминалы работали с перебоями. Поэтому отправители и стали возвращаться на железную дорогу. На СКЖД радовались притоку зерна, пока на сети не образовались заторы из вагонов.
В Национальной ассоциации производителей семян кукурузы и подсолнечника уточнили, что экспортные пошлины в РФ должны способствовать снижению объемов экспорта и переориентировать участников рынка с продажи сырья за рубеж на экспорт сельхозпродукции с высокой добавленной стоимостью.
Не исключено, что вывоз зерна перед введением пошлин могут тормозить в феврале не только капризы погоды на Юге, но и российская таможня. Причем не только на Юге, но и по другим экспортным направлениям (за исключением перевозок в страны Таможенного союза).
Довольно активно в январе осуществлялась и погрузка минудобрений (+10,6% к аналогичному периоду прошлого года).
По данным Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ), в январе 2021 года, как и в 2020-м, динамика погрузки на РЖД была обусловлена ростом внутреннего потребления минудобрений. Поставки отечественным аграриям увеличились на одну пятую от прошлогодних объемов, тогда как на экспорт рост не превышал 2%.
По данным РАПУ, наибольший прирост в поставках зафиксирован в категории калийных удобрений. Гораздо ниже динамика погрузки азотных и фосфорных удобрений.
Что касается экспорта, то, по данным экспертов, в январе цены на минудобрения оставались высокими в Европе, Бразилии, Аргентине и США. Это, собственно, и определило направления железнодорожного экспорта в январе.
В дальнейшем активность экспорта на РЖД может снизиться в связи с решением правительства РФ повысить НДПИ для отрасли в 3,5 раза.
Среди других драйверов – лес: +9,4% в объемах отправок на сети к январю прошлого года. Это случилось благодаря устойчивым морозам, способствовавшим интенсивному вывозу заготовленной древесины с зимников.
Был также отмечен скачок в погрузке лома черных металлов (+39%). Это произошло на фоне намерений статс-секретаря – заместителя министра промышленности и торговли РФ Виктора Евтухова ввести запрет на вывоз лома, если цена на арматуру на внутреннем рынке не начнет снижаться.
Он напомнил, что в прайсе строительного сортамента около 80% – это цена на лом. Отсюда и появилось намерение ввести, как и в прошлом году, временную экспортную пошлину.
В минусе
- нефть и нефтепродукты – 18 млн тонн (-9,6%);
- руда железная и марганцевая – 9,8 млн тонн (-2,9%);
- черные металлы – 5,7 млн тонн (-10,8%);
- цемент – 1,2 млн тонн (-0,1%);
- строительные грузы – 8,1 млн тонн (-3,8%);
- химикаты и сода – 2,1 млн тонн (-5,9%);
Хотя в правительстве всячески старались поддержать строительную отрасль, тем не менее стройматериалы потянули погрузку РЖД в январе вниз. По инертным грузам объемы упали на 3,8%, а у цемента плюс сменился на минус (хотя и небольшой – -0,1%).
Правда, в «Союзцементе» прогнозируют в перспективе увеличение погрузки цемента – на фоне поддержки государством льготной ипотеки и реализации программ строительства автодорог в ряде регионов. Однако если учесть, что в 2020 году доля железнодорожных перевозок цемента уменьшилась с 45 до 44%, то не исключено, что в 2021 году рост будет отмечен не на РЖД, а у автоперевозчиков. Цемент, да и некоторые другие номенклатуры, имеет склонность перекочевывать на шоссе.
Как и в прошлом году, в отрицательную зону ушла погрузка черных металлов (-10,8%) и железной руды (-2,9%). Причины те же: низкий платежеспособный спрос на металл внутри РФ и продолжающийся спад в продажах на экспорт.
Ну и, как обычно, тяжелее всего на итоги января для РЖД повлиял спад по нефтегрузам (-9,6%).
По материалам СМИ.