Главная / Новости рынка / Погрузка на сети ОАО «РЖД» январь 2021

Погрузка на сети ОАО «РЖД» январь 2021

04.02.2021

В ян­ва­ре 2021 года по­груз­ка РЖД с тру­дом вышла из от­ри­ца­тель­ной зоны. Несмот­ря на про­дол­жи­тель­ные празд­ни­ки, за­ста­вив­шие стро­ить пес­си­ми­сти­че­ские про­гно­зы, во вто­рой по­ло­вине гру­зо­от­пра­ви­те­ли по­ста­ра­лись на­вер­стать упу­щен­ное.

Как ре­зуль­тат уско­ре­ния – в ян­ва­ре по­груз­ка на сети со­ста­ви­ла 101,2 млн т, что на 1% боль­ше, чем за тот же месяц 2019 года. Гру­зо­обо­рот с уче­том про­бе­га ва­го­нов в по­рож­нем со­сто­я­нии за это же время уве­ли­чил­ся на 1,7% и со­ста­вил 269,6 млрд тонно-​км.

В де­каб­ре про­шло­го года, по опе­ра­тив­ным дан­ным ОАО «РЖД», по­груз­ка ушла в минус (-2,7% к уров­ню 2019 г.). Сеть в по­след­ний месяц года не смог­ла про­пу­стить все за­яв­лен­ные объ­е­мы, по­это­му часть гру­зо­по­то­ков дви­ну­лась в путь толь­ко в ян­ва­ре.

По мне­нию участ­ни­ков рынка, между де­кабрем и ян­ва­рем за­мет­на свое­об­раз­ная ро­ки­ров­ка. Кос­вен­но это под­твер­жда­ют и в ОАО «РЖД», счи­тая, что пер­вый месяц те­ку­ще­го года в целом со­хра­нил ос­нов­ные трен­ды по­след­не­го ме­ся­ца про­шло­го года: с учё­том празд­нич­ных дней ян­ва­ря по­груз­ка пол­но­стью со­от­вет­ству­ет де­кабрь­ским трен­дам и от­ча­сти но­ябрь­ским.

«На фев­раль, если смот­реть сред­не­су­точ­ную ве­ли­чи­ну, берём на себя обя­за­тель­ства по­гру­зить 3,45 млн тонн, это рост 0,6%. Мы пока не видим су­пер­взрыв­но­го роста, но очень ждём, когда нач­нут вос­ста­нав­ли­вать­ся неф­те­про­дук­ты и ме­тал­лы. Эти две по­зи­ции нас объ­ек­тив­но очень силь­но тянут вниз»

Де­кабрь 2020 года сеть за­вер­ши­ла с ухуд­ше­ни­ем ряда по­ка­за­те­лей ка­че­ства. Это ка­са­лось обо­ро­та ва­го­на и ко­ли­че­ства от­став­лен­ных от дви­же­ния ва­го­нов. Ос­нов­ные про­бле­мы с про­сто­я­ми ва­го­нов воз­ник­ли на Во­сточ­ном по­ли­гоне и на под­хо­дах к рос­сий­ским мор­ским пор­там Юж­но­го бас­сей­на.

Соб­ствен­но, почти то же самое на­блю­да­лось и в ян­ва­ре 2021 года, но в ОАО «РЖД» на­де­ют­ся на улуч­ше­ние си­ту­а­ции в даль­ней­шем:

«По ито­гам 2021-го по­груз­ка про­гно­зи­ру­ет­ся чуть выше уров­ня ми­нув­ше­го года. До­пол­ни­тель­ным сти­му­лом для ее роста может стать го­су­дар­ствен­ная под­держ­ка экс­пор­та, а также уве­ли­че­ние про­из­вод­ствен­ных мощ­но­стей по ряду но­мен­кла­тур»

 

 

Как сле­ду­ет из ста­ти­сти­ки, по­груз­ку в зе­ле­ную зону в ян­ва­ре вы­ве­ли (к ян­ва­рю 2020):

- удоб­ре­ния - рост более 10,6% (5,7 млн. т);

- зерно - рост более 70% (2,7 млн. т);

- кон­тей­не­ры - более 7% (8 млн. т), в том числе про­мыш­лен­ные то­ва­ры на­род­но­го по­треб­ле­ния + 8,3%;

 - лом чёр­ных ме­тал­лов + 39 % (0,9 млн. т);

-  лес­ные грузы +9,4% (3,4 млн. т)

- руда цвет­ная и сер­ное сырье +5,3%  (1,6 млн. т);

- про­мыш­лен­ное сырье и фор­мо­воч­ные ма­те­ри­а­лы +8,4% (2,3 млн. т), в том числе ме­тал­ли­че­ские кон­струк­ции  + 36%;

а так же:

- кокс +4,4% (0,9 млн. т) и ка­мен­ный уголь + 5,2% (30,8 млн. т)

При­чем рост мог быть боль­ше, но месяц за­кан­чи­вал­ся двумя вы­ход­ны­ми днями, а в эти дни по­груз­ка, как пра­ви­ло, сни­жа­ет­ся.

Рост по­груз­ки ка­мен­но­го угля ука­зы­ва­ет на то, что уголь­ную энер­ге­ти­ку пока хо­ро­нить ра­но­ва­то. Уголь оста­ет­ся одним из наи­бо­лее де­ше­вых и до­ступ­ных ис­точ­ни­ков энер­гии в мире. И в целом эта тен­ден­ция со­хра­нит­ся на го­ри­зон­те бли­жай­ших 5–10 лет.

По про­гно­зам МЭА, после 2021 года ми­ро­вой спрос на уголь будет сти­му­ли­ро­вать­ся Ки­та­ем, Ин­ди­ей и дру­ги­ми стра­на­ми Южной и Юго-​Восточной Азии. К 2025 году АСЕАН ста­нет тре­тьим в мире ре­ги­о­ном по по­треб­ле­нию угля. Китай и Индия яв­ля­ют­ся стра­на­ми, за­ви­ся­щи­ми от тя­же­ло­го угля, в на­сто­я­щее время на них при­хо­дит­ся 65% ми­ро­во­го спро­са на уголь. 

в 2021 году ожи­да­ет ожив­ле­ния и роста уголь­ной ге­не­ра­ции в мире на 3% после са­мо­го боль­шо­го в ис­то­рии па­де­ния на 5% по ито­гам 2020 года 

— го­во­рит­ся в от­че­те МЭА.

Экс­перт по ев­ро­пей­ской энер­ге­ти­че­ской по­ли­ти­ке и гео­по­ли­ти­ке Ма­да­ли­на Сису Ви­ка­ри счи­та­ет, что в 2021 году Ев­ро­па, не смот­ря на все стрем­ле­ния к "озе­ле­не­нию", все же будет нуж­дать­ся в угле:

Крат­ко­вре­мен­ное вос­ста­нов­ле­ние спро­са на уголь может про­изой­ти в Ев­ро­пе в 2021 году, в ос­нов­ном из-за воз­мож­но­го роста спро­са на элек­тро­энер­гию, про­мыш­лен­но­го про­из­вод­ства и более вы­со­ких цен на газ. 

Поток хо­лод­но­го воз­ду­ха из Арк­ти­ки об­ру­шил­ся этой зимой на ре­ги­о­ны Азии и Ев­ро­пы и стал одним из клю­че­вых фак­то­ров, вы­звав­ших рост ми­ро­во­го спро­са на при­род­ный газ, СПГ и уголь. Мы стали сви­де­те­ля­ми роста уголь­ной ге­не­ра­ции на 11% в го­до­вом ис­чис­ле­нии в Северо-​Западной Ев­ро­пе в де­каб­ре и, по име­ю­щим­ся на дан­ный мо­мент дан­ным, воз­мож­но­го роста на 17% в ян­ва­ре. 

В общем, ны­неш­ние зим­ние хо­ло­да внес­ли свою по­прав­ку в про­цесс борь­бы за зе­ле­ные тех­но­ло­гии. И несколь­ко ожи­ви­ли по­груз­ку на РЖД еще и в на­прав­ле­нии мор­ских пор­тов Северо-​Западного бас­сей­на. Уве­ли­чил­ся спрос на от­прав­ки угля и через порт Мур­манск.

Гру­зо­обо­рот Мур­ман­ско­го мор­ско­го тор­го­во­го порта в 2020 году со­ста­вил 22,1 млн тонн, с уче­том того что в 2019 году порт от­гру­зил 17,5 млн тонн гру­зов, пре­иму­ще­ствен­но угля, рост объ­е­мов со­ста­вил 26,3%.


Сей­час ряду рос­сий­ских уг­ле­до­бы­ва­ю­щих ком­па­ний при­хо­дит­ся ра­бо­тать с низ­кой рен­та­бель­но­стью. Вы­ру­ча­ет  сни­же­ние курса рубля по от­но­ше­нию к дол­ла­ру. Так что пока уголь оста­ет­ся одним из самых на­деж­ных под­дер­жи­ва­ю­щих фак­то­ров по­груз­ки на РЖД.

В связи с этим вы­дви­ну­та идея по­стро­ить еще один же­лез­но­до­рож­ный по­гран­пе­ре­ход в Китай для про­пус­ка по­ез­дов с углем. В Гос­со­ве­те по на­прав­ле­нию «Энер­ге­ти­ка» пред­ло­жи­ли ре­ко­мен­до­вать пра­ви­тель­ству рас­смот­реть стро­и­тель­ство по­гран­пе­ре­хо­да в зоне села Ста­ро­цу­ру­хай­туй.

При­чи­на – недо­ста­точ­ная про­пуск­ная спо­соб­ность же­лез­но­до­рож­но­го по­гран­пе­ре­хо­да через За­бай­кальск.

 «В целом 2020 год мы от­ра­бо­та­ли со сни­же­ни­ем пе­ре­воз­ки угля через по­гран­пе­ре­хо­ды на 24,5%. В ян­ва­ре мы видим по­груз­ку на по­гран­пе­ре­хо­ды на уровне ян­ва­ря про­шло­го года. Гру­зить боль­ше, чем мы гру­зи­ли рань­ше, нам не дают. На се­го­дняш­ний мо­мент по-​прежнему по­ез­да с углем про­ста­и­ва­ют в ожи­да­нии сдачи на пунк­ты про­пус­ка. К со­жа­ле­нию, до сих пор есть бро­шен­ные по­ез­да с углем в на­прав­ле­нии по­гран­пе­ре­хо­дов. Так, на За­бай­каль­ске бро­ше­но де­вять по­ез­дов, на Гро­де­ко­во—Ка­мы­шо­вая — два по­ез­да»

— от­ме­чет зам­ген­ди­рек­то­ра ОАО РЖД Алек­сей Шило.

Пе­ре­груз­ка с рос­сий­ской колеи на ки­тай­скую со­зда­ет опре­де­лен­ные за­труд­не­ния. Это при­во­дит к по­яв­ле­нию бро­шен­ных по­ез­дов на РЖД. Од­на­ко во­прос об уве­ли­че­нии объ­е­мов пе­ре­да­чи угля через же­лез­но­до­рож­ные по­гран­пе­ре­хо­ды тре­бу­ет ре­ше­ния на меж­пра­ви­тель­ствен­ном уровне.
Еще одним драй­ве­ром в ян­ва­ре стало зерно: его по­груз­ка вы­рос­ла в 1,7 раза. Это про­изо­шло на фоне роста спро­са на зерно на ми­ро­вом рынке, где его за­па­сы в по­след­нее время по­пол­ня­лись пре­иму­ще­ствен­но за счет Китая и Индии. По оцен­кам, Рос­сия может экс­пор­ти­ро­вать в те­ку­щем се­зоне мень­ше зерна, чем в 2020/2021 году, но тем не менее оста­нет­ся круп­ней­шим его экс­пор­те­ром.
Взрыв­ной рост по­груз­ки зерна на РЖД свя­зан с тем, что трей­де­ры в ян­ва­ре спе­ши­ли от­пра­вить как можно боль­ше своей про­дук­ции по вы­год­ным ценам на ми­ро­вом рынке и до вве­де­ния на экс­порт зерна с се­ре­ди­ны фев­ра­ля экс­порт­ной по­шли­ны в РФ. Со­от­вет­ствен­но, ян­варь ста­нет пиком в по­груз­ке пше­ни­цы на РЖД. А затем ее ди­на­ми­ка, ве­ро­ят­нее всего, пой­дет на спад.
Пред­се­да­тель прав­ле­ния Союза экс­пор­те­ров зерна Эду­ард Зер­нин до­ба­вил, что при­ток на же­лез­ную до­ро­гу также свя­зан с тем, что в де­каб­ре на под­хо­дах к пор­там Юж­но­го бас­сей­на скап­ли­ва­лись боль­шие оче­ре­ди гру­зо­ви­ков.

Неза­ви­си­мые экс­пер­ты под­твер­ди­ли, что ав­то­пе­ре­воз­чи­ки пред­ло­жи­ли трей­де­рам более при­вле­ка­тель­ную цену, чем же­лез­но­до­рож­ни­ки. Од­на­ко из-за непо­го­ды тер­ми­на­лы ра­бо­та­ли с пе­ре­бо­я­ми. По­это­му от­пра­ви­те­ли и стали воз­вра­щать­ся на же­лез­ную до­ро­гу. На СКЖД ра­до­ва­лись при­то­ку зерна, пока на сети не об­ра­зо­ва­лись за­то­ры из ва­го­нов.
В На­ци­о­наль­ной ас­со­ци­а­ции про­из­во­ди­те­лей семян ку­ку­ру­зы и под­сол­неч­ни­ка уточ­ни­ли, что экс­порт­ные по­шли­ны в РФ долж­ны спо­соб­ство­вать сни­же­нию объ­е­мов экс­пор­та и пе­ре­ори­ен­ти­ро­вать участ­ни­ков рынка с про­да­жи сырья за рубеж на экс­порт сель­хоз­про­дук­ции с вы­со­кой до­бав­лен­ной сто­и­мо­стью.

Не ис­клю­че­но, что вывоз зерна перед вве­де­ни­ем по­шлин могут тор­мо­зить в фев­ра­ле не толь­ко ка­при­зы по­го­ды на Юге, но и рос­сий­ская та­мож­ня. При­чем не толь­ко на Юге, но и по дру­гим экс­порт­ным на­прав­ле­ни­ям (за ис­клю­че­ни­ем пе­ре­во­зок в стра­ны Та­мо­жен­но­го союза).

До­воль­но ак­тив­но в ян­ва­ре осу­ществ­ля­лась и по­груз­ка ми­ну­доб­ре­ний (+10,6% к ана­ло­гич­но­му пе­ри­о­ду про­шло­го года).

По дан­ным Рос­сий­ской ас­со­ци­а­ции про­из­во­ди­те­лей удоб­ре­ний (РАПУ), в ян­ва­ре 2021 года, как и в 2020-м, ди­на­ми­ка по­груз­ки на РЖД была обу­слов­ле­на ро­стом внут­рен­не­го по­треб­ле­ния ми­ну­доб­ре­ний. По­став­ки оте­че­ствен­ным аг­ра­ри­ям уве­ли­чи­лись на одну пятую от про­шло­год­них объ­е­мов, тогда как на экс­порт рост не пре­вы­шал 2%.

По дан­ным РАПУ, наи­боль­ший при­рост в по­став­ках за­фик­си­ро­ван в ка­те­го­рии ка­лий­ных удоб­ре­ний. Го­раз­до ниже ди­на­ми­ка по­груз­ки азот­ных и фос­фор­ных удоб­ре­ний.

Что ка­са­ет­ся экс­пор­та, то, по дан­ным экс­пер­тов, в ян­ва­ре цены на ми­ну­доб­ре­ния оста­ва­лись вы­со­ки­ми в Ев­ро­пе, Бра­зи­лии, Ар­ген­тине и США. Это, соб­ствен­но, и опре­де­ли­ло на­прав­ле­ния же­лез­но­до­рож­но­го экс­пор­та в ян­ва­ре.



В даль­ней­шем ак­тив­ность экс­пор­та на РЖД может сни­зить­ся в связи с ре­ше­ни­ем пра­ви­тель­ства РФ по­вы­сить НДПИ для от­рас­ли в 3,5 раза.

Среди дру­гих драй­ве­ров – лес: +9,4% в объ­е­мах от­пра­вок на сети к ян­ва­рю про­шло­го года. Это слу­чи­лось бла­го­да­ря устой­чи­вым мо­ро­зам, спо­соб­ство­вав­шим ин­тен­сив­но­му вы­во­зу за­го­тов­лен­ной дре­ве­си­ны с зим­ни­ков.

Был также от­ме­чен ска­чок в по­груз­ке лома чер­ных ме­тал­лов (+39%). Это про­изо­шло на фоне на­ме­ре­ний статс-​секретаря – за­ме­сти­те­ля ми­ни­стра про­мыш­лен­но­сти и тор­гов­ли РФ Вик­то­ра Ев­ту­хо­ва вве­сти за­прет на вывоз лома, если цена на ар­ма­ту­ру на внут­рен­нем рынке не нач­нет сни­жать­ся.

Он на­пом­нил, что в прай­се стро­и­тель­но­го сор­та­мен­та около 80% – это цена на лом. От­сю­да и по­яви­лось на­ме­ре­ние вве­сти, как и в про­шлом году, вре­мен­ную экс­порт­ную по­шли­ну.

В ми­ну­се

-  нефть и неф­те­про­дук­ты – 18 млн тонн (-9,6%);

- руда же­лез­ная и мар­ган­це­вая – 9,8 млн тонн (-2,9%);

- чер­ные ме­тал­лы – 5,7 млн тонн (-10,8%);

- це­мент – 1,2 млн тонн (-0,1%);

- стро­и­тель­ные грузы – 8,1 млн тонн (-3,8%);

- хи­ми­ка­ты и сода – 2,1 млн тонн (-5,9%);

Хотя в пра­ви­тель­стве вся­че­ски ста­ра­лись под­дер­жать стро­и­тель­ную от­расль, тем не менее строй­ма­те­ри­а­лы по­тя­ну­ли по­груз­ку РЖД в ян­ва­ре вниз. По инерт­ным гру­зам объ­е­мы упали на 3,8%, а у це­мен­та плюс сме­нил­ся на минус (хотя и неболь­шой – -0,1%).

Прав­да, в «Со­юз­це­мен­те» про­гно­зи­ру­ют в пер­спек­ти­ве уве­ли­че­ние по­груз­ки це­мен­та – на фоне под­держ­ки го­су­дар­ством льгот­ной ипо­те­ки и ре­а­ли­за­ции про­грамм стро­и­тель­ства ав­то­до­рог в ряде ре­ги­о­нов. Од­на­ко если учесть, что в 2020 году доля же­лез­но­до­рож­ных пе­ре­во­зок це­мен­та умень­ши­лась с 45 до 44%, то не ис­клю­че­но, что в 2021 году рост будет от­ме­чен не на РЖД, а у ав­то­пе­ре­воз­чи­ков. Це­мент, да и неко­то­рые дру­гие но­мен­кла­ту­ры, имеет склон­ность пе­ре­ко­че­вы­вать на шоссе.

Как и в про­шлом году, в от­ри­ца­тель­ную зону ушла по­груз­ка чер­ных ме­тал­лов (-10,8%) и же­лез­ной руды (-2,9%). При­чи­ны те же: низ­кий пла­те­же­спо­соб­ный спрос на ме­талл внут­ри РФ и про­дол­жа­ю­щий­ся спад в про­да­жах на экс­порт.

Ну и, как обыч­но, тя­же­лее всего на итоги ян­ва­ря для РЖД по­вли­ял спад по неф­те­гру­зам (-9,6%).

 

По ма­те­ри­а­лам СМИ.

Новости

05.11.2024

Операторы предупреждают об угрозе срыва вывоза продукции железнодорожным транспортом. Риски возникли из-за решения ОАО РЖД ограничить обработку порожних вагонов на уровне 42 тыс. в сутки и сократить возможность выхода их из отстоя. Последнее уже создало проблемы для рынка нефтеналивных грузов, где через отстой формируются маршруты порожних цистерн для нужд НПЗ и биржи. Нормирование порожнего парка также не дает возможности небольшим операторам отправить вагоны под погрузку.

20.08.2024

Другие российские биржи на данный момент не торгуют этим товаром. Первые сделки прошли 16 августа.

Предстоящая выставка:

Информационные партнеры:

  

Ежегодные конференции: